С внедрением прогрессивных способов производства у художников и дизайнеров появилась возможность экспериментировать с материалами не природного происхождения и воплощать самые, казалось бы, фантастические идеи. Сегодня все чаще применительно к предметам обустройства интерьера, в том числе и к коврам, звучат громкие фамилии. И, как правило, чем именитее художник, тем известнее фирма, над дизайном продукции которой он работает.
Современный рынок ковровых напольных покрытий вообще и ковровых в частности отличается удивительным разнообразием ассортимента. На фоне продукции, предназначенной для рядового пользователя, нельзя не заметить высококачественные ковровые изделия, которые часто называют элитными коврами.
Насколько уместно использование подобного определения относительно такого вида продукции, как ковер и каковы признаки «элитарности» ковра, другими словами, при каком условии ковер может относиться к категории элитных? — на эти вопросы достаточно традиционных вариантах оформления интерьера.
Что касается упомянутой группы напольных ковровых покрытий, то они не только обладают высокими эксплуатационными характеристиками, они как терморегулятор для теплого пола, а так же очень активно влияют на эстетические качества интерьерной среды. Более того, они зачастую представляют собой большую художественную ценность. Совершенно очевидно, что такие ковры не предназначены для массового покупателя.
Название «элитные» говорит именно об этом (по аналогии с элитарным искусством, которое тоже было ориентировано на небольшую группу людей, обладающих особой художественной восприимчивостью. Такие люди считались лучшей частью общества, его элитой). Как ни странно, сегодня многие убеждены в том, что любые дорогие ковры — элитные.
Конечно, если рассуждать относительно возможности приобретения подобных ковров, то за счет высокой стоимости они действительно доступны лишь для избранных. Однако было бы ошибкой считать, что именно дороговизна — единственный признак элитарности ковра. В первую очередь к категории элитных относятся дизайнерские ковры.
Их еще называют авторскими, поскольку они изготавливаются по эскизам профессиональных дизайнеров либо самого заказчика, который в данном случае может дать волю собственному воображению и не сомневаться в том, что его творческие разработки будут реализованы. Иногда, благодаря осуществлению подобных идей, появляются довольно-таки оригинальные изделия.
Авторские ковры предназначены для использования в конкретном интерьере, поэтому они имеют определенные размеры, форму и присущие только им декоративные качества. Такие ковры существуют в единственном экземпляре или выпускаются ограниченной серией. Авторские ковры из коллекций знаменитых дизайнеров, как правило, представляют собой художественную ценность и, по сути, являются произведениями декоративно-прикладного искусства.
Однако и простой, на первый взгляд, однотонный ковер вполне может попасть в категорию элитных. Все зависит от того, какова его роль в формировании интерьерного пространства. Уникальными авторскими работами являются ковры, изготовленные вручную. Даже, несмотря на то, что сейчас больше ценится идея, нежели сам труд, они пользуются большой популярностью, особенно среди любителей эксклюзива.
Памятуя о том, что слово «elite» в переводе с французского означает «лучшее, отборное», многие специалисты стараются не использовать термин «элитные» применительно к тем или иным отделочным материалам и предпочитают ему слово «высококачественные». Среди авторских изделий своей необычайной декоративностью отличаются скульптурные ковры.
Поверхность такого ковра приобретает рельефность благодаря сочетанию разрезанных и неразрезанных петель, различной высоте и плотности ворса, применению техники меланжирования и особой прострижке ворса. Помимо авторских к категории элитных относится большая группа ковров, на которые в данный момент существует мода.
Как известно, понятие «мода» подразумевает нечто непостоянное, проходящее, периодически меняющееся под влиянием многих факторов. Будучи социальным феноменом, мода отражает уровень и особенности массового эстетического вкуса в конкретный исторический период. Причем сфера ее действия не ограничивается одеждой: она дает о себе знать в самых разных областях, в том числе в ковроткачестве. Разумеется, мода на ковры не столь быстротечна, как на одежду.
Тем не менее, с определенной частотой происходит смена модных тенденций: меняется мода на цвет, фактуру, материалы и т. д. Механизм возникновения тех или иных модных течений работает примерно следующим образом. Как правило, все начинается выставок и презентации новых коллекций мебели — очередных творений знаменитых дизайнеров.
После этого появляются всевозможные атрибуты для обустройства интерьера, новые мебельно-декоративные ткани и, конечно же, оригинальные напольные ковровые покрытия. А вот мода на «японский» стиль, в том числе и в ковроткачестве, появилась благодаря возросшей в 1970-е годы популярности японской национальной кухни (гастрономии).
Понятно, что для оформления интерьеров «а lа Japan» потребовались такие аксессуары и предметы декора, которые не противоречили бы по своей стилистической направленности многовековым восточным традициям. Мода на «минимализм» изначально была продиктована необходимостью удешевления продукции.
Надо сказать, что творческие усилия дизайнеров увенчались успехом, поскольку цель, в общем-то, была достигнута. Однако действительность внесла свои поправки: постепенно стоимость изделий, получивших статус модных, повышалась.
В результате столь популярный сегодня «минимализм» — пожалуй, один из самых «дорогих» стилей. Еще одной причиной формирования ультрамодных направлений в дизайне напольных ковровых покрытий может стать повальное увлечение произведениями того или иного известного художника.